Принципы работы школы по ранней профилактике неблагополучия в семьях:
- создание атмосферы доверительных отношений между классным руководителем, социальным педагогом, психологом и самим ребенком;
- подключение к процессу социально-педагогической поддержки ребенка и его семьи всех субъектов системы профилактики (органы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, отдел полиции, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, Центр социальной помощи семье и детям);
- тесное взаимодействие с семьей ребенка.
Можно выделить основные проблемы, с которыми сталкивается большинство неблагополучных семей:
•низкая материальная обеспеченность;
•отсутствие доверительных отношений между членами семьи;
•алкоголизм одного или обоих родителей;
•эмоционально напряженная атмосфера в семье;
•неуспеваемость школьников в учебе;
•плохая адаптация ребенка к среде сверстников;
•неорганизованный отдых и досуг детей;
•неумение найти дополнительный заработок;
•незнание своих социальных льгот, неумение вовремя обратиться за помощью, незнание, куда обратиться за помощью;
•низкая общая и санитарно-гигиеническая культура.
Такая семья не выполняет своих традиционных функций (воспитательной, коммуникативной, регулятивной, создание атмосферы счастья) и не оправдывает ожиданий общества.
Большинству неблагополучных семей требуется социально-педагогическая поддержка и помощь с тем, чтобы они перечисленные выше функции более успешно выполняли.
Ведь семья – это первый устойчивый коллектив в жизни каждого человека. Именно с семьи начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей, приобретения коммуникативных умений и навыков, опыта человеческого взаимопонимания, профессиональное самоопределение. В семье складываются нравственный облик и характер ребенка, его отношение к людям и окружающей действительности. Поэтому школе не безразлично, что происходит в семье.
Виды помощи семье, которую может оказать школа с целью ранней профилактики неблагополучия:
•помощь в обеспечении повышения доходов семьи через предоставление бесплатного питания, определение детей в бесплатные лагеря на каникулах;
•сбор денежных средств и вещей, оказание гуманитарной помощи;
•оказание помощи в получении различных льгот и пособий, предоставление информации о них;
•организация досуга детей, организация летнего отдыха;
•информирование о работе различных служб;
•психолого-педагогическая помощь и образование родителей (педагогический всеобуч);
•психологическая коррекция семейных отношений в процессе семейного консультирования;
•правовое просвещение родителей, пропаганда здорового образа жизни;
•организация благоприятной социальной среды в семьях;
•помощь детям в преодолении затруднений в учебе (дополнительные занятия, индивидуальное обучение, определение в ГПД);
•помощь в выборе образовательного пути;
•обучение способам повышения самооценки;
•консультации по вопросам профессиональной ориентации подростков;
•обеспечение условий для получения детьми некоторых профессиональных навыков (определение в трудовые бригады, организация занятий педагогического класса, работа подростков в лагерях в качестве вожатых);
•учет и предупреждение асоциально-аморального поведения родителей;
•предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций в семье;
•индивидуальное консультирование;
•взаимодействие и контакт с учреждениями системы профилактики.
В заключении можно выделить основные формы и методы работы школы по ранней профилактике неблагополучия в семьях:
1.Своевременное выявление трудностей и проблем в семье.
2.Определение конкретных видов социально-педагогической и психологической помощи.
3.Реализация помощи через взаимодействие всех заинтересованных лиц в образовательном учреждении с семьей ребенка, а также с привлечением органов и учреждений системы профилактики.