Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Новописцовская средняя общеобразовательная школа"
Ивановская область, Вичугский район, п.Новописцово
  • Профилактика семейного неблагополучия

    Автор: Усикова Ю.В.
    Профилактика семейного неблагополучия.

    Принципы работы школы по ранней профилактике неблагополучия в семьях:

    - создание атмосферы доверительных отношений между классным руководителем, социальным педагогом, психологом и самим ребенком;

    - подключение к процессу социально-педагогической поддержки ребенка и его семьи всех субъектов системы профилактики (органы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, отдел полиции, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, Центр социальной помощи семье и детям);

    - тесное взаимодействие с семьей ребенка.

    Можно выделить основные проблемы, с которыми сталкивается большинство неблагополучных семей:

    •низкая материальная обеспеченность;

    •отсутствие доверительных отношений между членами семьи;

    •алкоголизм одного или обоих родителей;

    •эмоционально напряженная атмосфера в семье;

    •неуспеваемость школьников в учебе;

    •плохая адаптация ребенка к среде сверстников;

    •неорганизованный отдых и досуг детей;

    •неумение найти дополнительный заработок;

    •незнание своих социальных льгот, неумение вовремя обратиться за помощью, незнание, куда обратиться за помощью;

    •низкая общая и санитарно-гигиеническая культура.

    Такая семья не выполняет своих традиционных функций (воспитательной, коммуникативной, регулятивной, создание атмосферы счастья) и не оправдывает ожиданий общества.

    Большинству неблагополучных семей требуется социально-педагогическая поддержка и помощь с тем, чтобы они перечисленные выше функции более успешно выполняли.

    Ведь семья – это первый устойчивый коллектив в жизни каждого человека. Именно с семьи начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей, приобретения коммуникативных умений и навыков, опыта человеческого взаимопонимания, профессиональное самоопределение. В семье складываются нравственный облик и характер ребенка, его отношение к людям и окружающей действительности. Поэтому школе не безразлично, что происходит в семье.

    Виды помощи семье, которую может оказать школа с целью ранней профилактики неблагополучия:

    •помощь в обеспечении повышения доходов семьи через предоставление бесплатного питания, определение детей в бесплатные лагеря на каникулах;

    •сбор денежных средств и вещей, оказание гуманитарной помощи;

    •оказание помощи в получении различных льгот и пособий, предоставление информации о них;

    •организация досуга детей, организация летнего отдыха;

    •информирование о работе различных служб;

    •психолого-педагогическая помощь и образование родителей (педагогический всеобуч);

    •психологическая коррекция семейных отношений в процессе семейного консультирования;

    •правовое просвещение родителей, пропаганда здорового образа жизни;

    •организация благоприятной социальной среды в семьях;

    •помощь детям в преодолении затруднений в учебе (дополнительные занятия, индивидуальное обучение, определение в ГПД);

    •помощь в выборе образовательного пути;

    •обучение способам повышения самооценки;

    •консультации по вопросам профессиональной ориентации подростков;

    •обеспечение условий для получения детьми некоторых профессиональных навыков (определение в трудовые бригады, организация занятий педагогического класса, работа подростков в лагерях в качестве вожатых);

    •учет и предупреждение асоциально-аморального поведения родителей;

    •предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций в семье;

    •индивидуальное консультирование;

    •взаимодействие и контакт с учреждениями системы профилактики.

    В заключении можно выделить основные формы и методы работы школы по ранней профилактике неблагополучия в семьях:

    1.Своевременное выявление трудностей и проблем в семье.

    2.Определение конкретных видов социально-педагогической и психологической помощи.

    3.Реализация помощи через взаимодействие всех заинтересованных лиц в образовательном учреждении с семьей ребенка, а также с привлечением органов и учреждений системы профилактики.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике